• Волгоградская ротонда – сооружение с колоннами, соединяющее лестницей нижнюю и верхнюю террасы Центральной набережной им. 62-й Армии.

Памятный знак мирному населению

Центральный район, пересечение улиц Комсомольская и маршала Чуйкова
Остановка: Улица Комсомольская

То, что сведущий прохожий считает лишь гранитной мозаикой вокруг памятника (с определенного ракурса напоминает черепаху), и является по проекту авторов картой Сталинграда, разорванной взрывом бомбы.

Памятный знак мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы был установлен 9 мая 1995 г. – в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Монумент представляет собой 500-килограммовую фашистскую бомбу, которая нависла над женщинами и детьми военного Сталинграда. На постаменте написано: «Мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы. Авторы: скульптор Надежда Павловская, архитектор Валентин Калиниченко. Май 1995».

Идея создания памятника возникла в канун юбилейной даты. Именно в этот период Валентин Петрович Калиниченко нарисовал общий план будущего памятника, а Надежда Алексеевна Павловская начала создавать эскизы. Они нашли точку на пересечении улицы Комсомольской и ул. им. маршала Чуйкова (рядом с набережной 62-й Армии) для воплощения своего замысла. Во время войны это была горячая точка – путь к переправе. Срок завершения работ по проекту определили май 1995 г. Но у проекта появились конкуренты, и пришлось объявлять конкурс, сделать просмотр конкурсных работ общественным. Среди тех, кто выбирал проекты, был генерал Рохлин, он и поставил точку в споре, отдав предпочтение эскизам Калиниченко и Павловской.
Оставалось практически сто дней до открытия памятного знака, поэтому закипела бурная работа. В формовочном цехе изготовили нижнюю часть. Памятный знак сделали на заводе имени Петрова. Только его край был ровным, а уже на месте сделали рисунок осколков, вырезали рельефы.

В верхней части, под бомбой предусматривалась подсветка. На земле Калиниченко спроектировал карту Сталинграда из гранитной мозаики. В темноте при включенной подсветке по задумке автора должен был получиться рисунок взрыва на карте.

Лица в нижней части памятника – собирательный образ женщин и детей (большинства мирных жителей, погибших 23 августа 1942 г.), объятых пламенем.

Сотни самолетов врага появились в небе над Сталинградом в 16 часов 18 минут 23 августа 1942 г. По приказу гитлеровского командования VIII авиакорпус Люфтваффе начал массированную бомбардировку города. Фашистские самолеты за один день совершили более двух тысяч вылетов. За считанные часы город превратился в огромный пылающий костер.
Считается, что за дни августовских бомбардировок Сталинграда погибло 43 тысячи мирных жителей, около 70 тысяч были ранены. Всего же население довоенного Сталинграда составляло около 550 тысяч жителей. Массированные бомбардировки продолжались несколько дней, до 28 августа. Всего на город было сброшено более 12 тысяч бомб, разрушивших более 41 тысячи зданий (85% жилого фонда).

Вот как описал этот день в своей повести «Дни и ночи» Константин Симонов: «Двадцать суток назад, в душный августовский день, бомбардировщики воздушной эскадры Рихтгофена с утра повисли над городом. Трудно сказать, сколько их было на самом деле и поскольку раз они бомбили, улетали и вновь возвращались, но всего за день наблюдатели насчитали над городом две тысячи самолетов.
Город горел. Он горел ночь, весь следующий день и всю следующую ночь. И хотя в первый день пожара бои шли еще за шестьдесят километров от города, у донских переправ, но именно с этого пожара и началось большое сталинградское сражение, потому что и немцы и мы – одни перед собой, другие за собой – с этой минуты увидели зарево Сталинграда, и все помыслы обеих сражавшихся сторон были отныне, как к магниту, притянуты к горящему городу…»

А так день 23 августа 1942 года запомнился лейтенанту Виктору Некрасову, который впоследствии написал повесть «В окопах Сталинграда»: «…Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. Я еще никогда не видел такого количества. Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. Они летят стаями, черные, противные, спокойные, на разных высотах. Все небо усеяно плевками зениток.
Мы стоим на балконе и смотрим в небо. Я, Игорь, Валега, Седых. Невозможно оторваться.
Немцы летят прямо на нас. Они летят треугольником, как перелетные гуси. Летят низко – видны желтые концы крыльев, обведенные белым кресты, шасси, точно выпущенные когти. Десять… двенадцать… пятнадцать… восемнадцать штук… Выстраиваются в цепочку. Как раз против нас. Ведущий переворачивается через крыло колесами вверх. Входит в пике. Я не свожу с него глаз. У него красные колеса и красная головка мотора. Включает сирену. Из-под крыльев вываливаются черные точки. Одна… две… три… четыре… десять… двенадцать… Последняя белая и большая. Я закрываю глаза, вцепляюсь в перила. Это инстинктивно. Нету земли, чтобы в нее врыться. А что-то надо. Слышно, как «певун» выходит из пике. Потом ничего нельзя уже разобрать.
Сплошной грохот. Все дрожит мелкой противной дрожью…»

Скульптор Надежда Павловская вспоминала о событиях войны: «…Когда пришла война, я училась в 7-м классе на улице Пушкина, там, где теперь музыкалка № 1, была обычная школа. Там рядом был роддом, в нем подвал. В этом подвале прятались все, кто жил в центре, кого 23-го застала бомбежка. Мы с мамой, тетя и бабушка… У тети трое детей…
В этом убежище стихийном вместе с нами было много народа, все те, кто в центре остались. Тут же, в подвале оказались близкие друзья моих родителей, семья Калиниченко, а у них было трое детей, и один из них чуть младше меня, по имени Валик…» При таких драматических обстоятельства состоялась одна из первых встреч будущих авторов памятника.

Люди, живущие в центре Волгограда, в обиходе памятник называют «Бомба».

В свое время памятник вызвал спор между ценителями искусства. Летом 2004 г. «Комсомольская правда» поместила материал о предстоящей работе скульптора В. К. Фетисова над памятником детям Ленинграда. Здесь он рассказал о своем замысле: «Я сам дитя военного Сталинграда. У меня был готовый эскиз проекта памятника погибшим мирным сталинградцам. Но мой вариант с испуганной девочкой не прошел. Утвердили «Бомбу», что стоит у театра музкомедии. На мой взгляд – это памятник не жертвам войны, а немецкой бомбе… Нельзя жизнь превращать в смерть и увековечивать в монументах. Жизнь должна побеждать…» (памятник Фетисова, который был отвергнут, установили на станции Лычково Новгородской области).

На эту заметку в разговоре с нами возразила заместитель директора по научной части Волгоградского музея изобразительных искусств Волгограда Татьяна Викторовна Гафар: «Я за «Бомбу». На мой взгляд, проект Виктора Георгиевича Фетисова ничего не выражает. Вот только в проекте Калиниченко и Павловской мне не совсем понятен технический аспект. Бомбы при падении разрываются, разлетаются и разбрасывают людей в разные стороны. А эта как бы объединяет. А сама идея памятника и художественное оформление мне нравятся».

На современном этапе памятник находится в удовлетворительном состоянии, правда надпись вокруг композиции читается с трудом (буквы зачернили). Но вот мозаика с картой уже несколько лет разрушается, что заметили не равнодушные граждане. Опасность в том, что если не прекратить исчезновение частей мозаики, то будет очень трудно реконструировать уникальный рисунок, созданный авторами. Встает вопрос: можно ли вообще восстановить уже утраченный фрагмент, существуют ли еще первоначальные эскизы мозаики?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *