Бесчинский, А. Я. Царицын // Путеводитель по Волге / А. Бесчинского. — Москва : Т-во И. Н. Кушнерева и К°, 1903. — С. 309-314.
Царицын, уездный город Саратовской губ., расположен на возвышенной равнине правого берега Волги, на 2 319 версте ее течения, под 48°47′ с. ш. и 62° 11′ в. д. Расстояние от С.-Петербурга — 1 623 в., Москвы — 1 010 в. по ж. д.
Такса извозчиков чрезвычайно сложная и неместному человеку трудно в ней ориентироваться. Город разделен на районы, а извозчики — на три раздряда: 1) пароконные, 2) одноконные I класса и 3) одноконные II класса.
Сообразно этому конец на вокзале или с вокзала, на пристань или с пристани стоит от 20 до 60 к. Пассажирам следует либо требовать у извозчиков печатную таксу, или вступать в неприятный торг.
Гостиницы. Белочкина — на углу Астраханской и Успенской ул.; Воронина — на Базарной площ.; Кубасова — на Дубовской ул.; Цветкова — на Елизаветинской ул.; Чернова — на Царевской ул. Кроме того, существует не мало «номеров» для приезжающих.
Царицын является отправным пунктом 3-х жел. дорог: Грязе-Царицынской, Волго-Донской и Тихорецкой.
Вокзал Грязе-Царицынской и Тихорецкой жел. д. находится вблизи центра города, на Воронежской ул. Другая, товарная, станция Грязе-Цариц. дор. находится у Соляной пристани. Второй вокзал Тихорецкой жел. дор. имеется на далекой юго-западной окраине города.
Грязе-Царицынская ж. д. соединяет Царицын непосредственно со столицами, с северной и средней Россией. Между Московй и Царицыном существует беспересадочное сообщение в скорых поездах. Проезд совершается в 36 часов.
Тихорецкая ж. д. соединяет Царицын, через станцию Тихорецкую, Владикавказской ж. д., с Ростовом н/Д., Новороссийском и Владикавказом. Проезд в каждый из этих городов совершается примерно в сутки.
Вокзал Волго-Донской (станция «Волжская») ж. д. находится на берегу Волги, в левой части города, за речкой Царицей. Кроме городской пристани, пароходы останавливаются и у пристани Волго-Донской жел. дор., где можно наблюдать кипучую торговую деятельность Царицына. Масса судов стоит здесь у берега, а на самом берегу множество товарных складов и целая сеть рельсовых путей. Летом здесь чувствуется острый запах рыбы — преобладающего груза этой дороги.
Волго-Донская ж. д. соединяет Царицын со ст. Лихая, Козл.-Вор.-Ростов. ж. д., на протяжении 353 вер. От ст. Кривомузьинская, в 53 вер. от Царицына (станции «Волжской»), идет ветвь протяжением в 20 в. до Калача (станция «Донская») на берегу реки Дона. Таким образом от Волги до Дона — расстояние 73 в. железнодор. пути.
Внешний облик Царицына мало привлекательный. Город расположен на сыпучем песке, в котором вязнут ноги. Когда задует частый здесь ветер, город окутывается ужаснейшими тучами песка, который не только проникает в нос, рот, глаза, волосы, под платье, но даже затрудняет ходьбу и дыхание. Летом здесь обыкновенно невыносимый зной.
В городе мало красивых зданий. Улицы неприглядные, большинство из них утопает в грязи, санитарное состояние мало удовлетворительное. Есть водопровод из Волги. Растительности очень мало.
Оврагом, по дну которого протекает речка Царица, город разделяется на две неравные части: правую — лучшую, и левую — худшую, с деревянными домами, пустынными улицами и еще более невылазной грязью. Здесь живет множество трудового люда, занятого разгрузкой и нагрузкой товаров на станциях жел. д. и на товарных пристанях. Здесь же находится большая часть заводов и мастерских Царицына.
В худшей части находится и вокзал Волго-Донской жел. дор.
В правой части города, находятся все торговые конторы, банки, магазины, лучшие храмы, пароходные пристани и т. д.
Самое оживленное место в городе — Торговая (Александровская) площадь, на которой есть несколько больших красивых зданий и некоторые улицы, идущие от нее за речку Царицу, к главному вокзалу и к пристаням.
Огромное торгово-промышленное значение Царицына вытекает из его географического положения: во-первых, он лежит на том месте Волги, где она всего ближе подходит к Дону, и, во-вторых, он соединен рельсовыми путями с северной и средней Россией, с Кавказом и Ростовом н/Д., представляющими к этим краям кратчайшие пути для товаров, следующих с низовья Волги, Каспийского моря и степного заволжья. Вследствие этого Царицын является грандиозным транзитным, отчасти складочным пунктом для целого ряда товаров.
Главнейшее место среди этих товаров занимают: лес, рыба, нефть и ее продукты, затем следуют соль, фрукты и т. д.
Лесная торговля непрерывно растет; экспорт леса из Царицына превышает 15 мил. ру. в год, давая ему в этой области первенствующее место на Волге. Главнейшая масса леса сплавляется сюда с Камы и ее притоков и Ветлуги и в значительнейшей мере транспортируется в Ростов н/Д.
Кроме леса, Царицын ведет большую торговлю продуктами переработки леса: дегтем, смолой, скипидаром, мочалой, рогожами и кулями.
По торговле рыбой Царицын также занимает первое место в России. Отсюда рыба развозится в самые отдаленные места империи, не исключая польских губ., и даже за границу. Годовой экспорт рыбы превышает 10 мил. руб.
Доставка рыбного товара в Царицын делится на три периода ловли и заготовления рыбы. Зимой доставляются преимущественно свежие, замороженные и малосольные продукты, идущие верблюжьими караванами и размещающиеся подле главного вокзала. Весною поступает вобла, сельдь и некоторые сухие товары; осенью опять начинается доставка живого и малосольного товара.
Торговля нефтью превышает 20 мил. руб. в год. Крупнейшие нефтепромышленники с тов. Нобель во главе имеют здесь обширные склады — огромные железные баки для нефти и керосина.
Деятельность «тов. Нобель» сосредоточена в так называемом «Нобелевском городке».
Нобелевский городок расположен на северо-восточной окраине города, в двух верстах от пароходных пристаней, не берегу Волги, за оврагом, в котором находятся лачуги беднейших жителей Царицына — местность называется «Балканами». В «городке» устроены 19 огромных баков-резервуаров для керосина и нефти, емкостью от 7 до 150 тысяч пудов. Из баков эти продукты перекачиваются прямо в вагоны-цистерны железнодорожной ветки. У «тов. Нобель» имеется механический завод для постройки железных баржей и пароходов для перевозки нефти наливом и для других работ. От «городка» проведена железнодорожная ветка в 576 саж. до Соляной пристани (станция Банная). Рядом с Нобелевским городком идет ряд резервуаров для хранения и нагрузки нефти и керосина. Резервуары эти принадлежат бр. Меркульевым, обществу «Мазут», фирме бр. Тагиева, Шибаеву и Ко и пр.
Общая вместимость всех царицынских нефте- и керосино- хранилищ около 12 мил. пудов. Нефть и ее продукты идут сюда из Баку наливом в баржах, кроме минеральных масел, идущих в посуде. По железной дороге нефть, керосин и пр. идут также наливом, в вагонах-цистернах. Далее в Царицын значительна торговля солью, идущей сюда через Владимировку из Баскунчакского озера; наконец, немалое значение имеет и торговля хлебом.
Фабричных и заводских предприятий здесь свыше 150. Среди них первое место занимает грандиозный металлургический завод о-ва «Волга-Урал» («французского»), а около сел Бекетовки и Елшанки — несколько лесопильных заводов с электрическим двигателем.
Кредитные учреждения: отделения Госуд., Волжско-Камского и Азовско-Донского банков; город. общ. банк, о-во вз. кредита, гор. ломбард, — недавно открыта биржа. С 16 мая в течение 2 недель бывает «Сплавная» ярмарка с оборотом до 100 т.р.
Есть мужская и женская гимназии и несколько школ; вообще же учебных заведений недостаточно для быстро растущего города с населением свыше 70 тыс. чел. Среди благотворительных и иных учреждений имеются: дом трудолюбия, о-во пособия бедным, музыкально-драматический кружок, городской дом призрения, о-во вспоможения частн. служ. труду и др. Есть городская публичная библиотека и публич. библиотека земства, два клуба.
Издаются две ежедневные газеты: «Царицынский Вестник» и «Царицынский Листок».
Книжные магазины: Шешлинцева и Караваева на Московской ул.
10 православных церквей (строится собор), из них древнейшей считается церковь Иоанна Предтечи, построенная в настоящем виде в 1664 году на том самом месте, где, по преданию, находился дворец Батыя. При церкви прежде находился женский монастырь. В храме есть несколько древних икон византийского письма в серебряных ризах старинной чеканки. Любопытны изображения восьми сивилл с написанием их пророчеств. К сожалению, вследствие грубой реставрации сивиллы теперь совсем не имеют своего первоначального старинного вида. Из других церквей примечательны Успенский собор и Троицкая церковь, существ. с начала XVIII ст.
Имеется летний театр при общественном собрании и увеселительный сад с театром «Конкордия». «Сад» этот, впрочем, крайне мал.
Городским управлением заключен договор с одним бельгийский обществом на устройство в городе электрических: трамвая, освещения и самотаски леса.
В половодье из Царицына ежедневно ходят небольшие пароходы до уездного города Царева (Астр. губ.), бывший Сарай, столица Золотой орды. Местность принадлежит к самым достопамятным в истории России, так как здесь находился центр татарского ига, два столетия давившего русский народ.
Окрестности г. Царева обильно усеяны следами древних татарских зданий и укреплений: щебнем, кирпичем, валами, обломками стен, курганами и т. п. Еще лет 60 назад здесь видны были развалины нескольких домов и остатки садов. Между развалинами тянутся каналы (ерики) и искусственные водоемы (озера), имеющие по несколько верст в окружности. При раскопке курганов было находимо множество разнообразных изделий из металлов, минералов и пр.
Г. Царев, первоначально в качестве слободы, возник в 1805 г., а произведен в уездный город — в 1835 г.
Т-во Ахтубинского пароходства совершает несколько раз в день рейсы между городом и урало-волжским заводом.
Прошлое Царицына теряется в глубине времен. В XIII ст. здесь было татарское поселение, а когда было основано первое русское — точно неизвестно, но по важному стратегическому значению местности на волоке между Доном и Волгой и по разным указаниям почти несомненно, что русское укрепление возникло здесь по подчинении этого края России.
Точные сведения о существовании здесь русского укрепления относятся к 1589 г. Самое название Царицына производят от татарских слов «сары-сын» — желтый песок, и «сары-су» — желтая вода.
Краткое описание Царицына встречается у Олеария. Олеарий говорит, что город «не велик, построен в форме параллелограмма с бельведерками и башнями, заселен одними стрельцами, которых живет в нем 400 человек. Стрельцы эти обязаны держать стражу против татар и казаков и служить охраной для проходящих мимо судов.
К этому описанию Олеария приложен вид Царицына. Город окружен был деревянною стеною с 12 башнями. В стенах города можно разглядеть до 30 домов и одну церковь с 3 куполами. На Волге изображены рыбаки в лодке, перевозчики с грузом и со скотом и несколько судов; на берегу видны люди, лошади, коровы и лежащие дрова.
Внешняя история Царицына повторяет, но еще в более резких красках, историю прочих городов нижней Волги.
История Царицына — это перечень нападений на него тех же воровских шаек и предводителей народных движений, которые грабили Самару, Саратов, Хвалынск и др. места. В 1606 г. на Царицын напали волжские шайки с самозванцем Осиповиком.
В 1664 и 1770 гг. Царицын дважды был во власти Стеньки Разина. В 1708 г. на город напали донские казаки Некрасов и Булавин.
До этого, в 1731 году, от Царицына была устроена укрепленная линия с фортами до р. Дона на протяжении 60 в. Линия состояла из непрерывного земляного вала, сохранившегося и до сих пор: его видно по выходе из города.
В 1722 г. Царицын дважды посетил Петр Великий с супругой. Во второй раз, на возвратном пути из персидского похода, он подарил городу свою шапку и дубинку, которые доселе хранятся в городской управе. Дубинка из черешни, суковатая и толстая; шапка, обшитая мехом, попорченная молью.
В 1728 г. почти весь город был истреблен огнем, после чего жители стали переселяться за овраг, и эта часть образовала «новый город».
В середине XVIII ст. между Царицыным и Камышином было поселено 1 057 семейств донских казаков, образовавших здесь «волжское войско». Из остатков этого войска впоследствии образовалось Астраханское казачье войско.
В 1774 г. на Царицын напал Пугачев, вскоре потерпевший недалеко от города поражение, решившее его участь. В 1782 г. Царицын, подчиненный дотоле Астраханскому наместничеству, передан в Саратовское наместничество и в 1798 г. сделан уездным городом Сарат. губ. В 1791 и 1793 гг. город был опустошен пожарами. С умиротворение края развитие города пошло быстрыми шагами.