• Волгоградская ротонда – сооружение с колоннами, соединяющее лестницей нижнюю и верхнюю террасы Центральной набережной им. 62-й Армии.

Сквер металлургов

Пр-кт им. В. И. Ленина, д. 110

Остановки: ЗКО, Царицынская опера

Сквер находится прямо у здания заводоуправления металлургического комбината «Красный Октябрь», но знают о нем далеко не все горожане. Долгие годы он был заброшен. В 2019 году началась реконструкция, результат которой стал подарком для жителей района к летнему сезону — 2020.

Из безлюдного мрачного места сквер превратился в современную зону отдыха. Сквер решили оформить во французском стиле. Ведь когда-то, в 1897 году, завод был основан французским акционерным Уральско-Волжским металлургическим обществом.
Поселок напротив завода до сих пор называется «Малая Франция». Сквер полностью перестроили. На своих местах остались только могила Ольги Ковалевой, первой женщины-сталевара «Красного Октября», погибшей в августе 1942 года, и памятная стела в честь выплавки 100-миллионной тонны стали.

Отличительная особенность сквера — несколько фонтанов различной формы. Сквер разделен на три зоны отдыха и в каждой есть свой фонтан. В жаркие летние дни вокруг них особенно многолюдно.


Парк имени Юрия Гагарина

Ул. им. Пельше, д. 3 (Центральный вход)

Остановки: ул. Германа Титова, ул. Таращанцев

Один из старейший парков города, получивший имя космонавта практически сразу после памятных событий 12 апреля 1961 года. История парка им. Ю. А. Гагарина началась в довоенном Сталинграде. Горожане знали его, как парк Аэропортовский.

В период Сталинградской битвы парк стал местом кровопролитных боев за каждый метр его территории. Погибших защитников города похоронили на центральной аллее в братской могиле (около 2000 человек), над которой в 1987 году воздвигли памятник.

Памятник погибшим воинам 308-й дивизии 62-й и 65-й армий создали по проекту архитектора Г. М. Камышева. Он представляет собой двухметровую фигуру воина с автоматом. Скульптура сделана из монолитного железобетона. Она установлена на четырехметровом постаменте, облицованном мраморными и гранитными плитами.

В 1990 году в парке был открыт памятный знак в честь воинов-интернационалистов — жителей Краснооктябрьского района, погибших в Афганистане. Мемориал изготовлен из гранита и мрамора в мастерской областного управления культуры. Он выполнен в виде архитектурной композиции из стел разной высоты и объединяющей их площади.

Кроме хранителя памяти о военной истории, парк долгое время имел славу небольшого дендрария. Его аллеи были богаты разнообразием видов и сортов как древесных, так и цветочных растений. Большинство из них служило эталоном насаждений для юго-восточной зоны Поволжья.

Здесь также продолжали работать Дворец культуры им. Ю. А. Гагарина, аттракционы, кафе «Лукоморье». Коллективом мартеновского цеха завода «Баррикады» на месте заболоченной местности парка были построены фонтаны «Каскад». Разнообразие рекреационных зон привлекало множество отдыхающих.

За свое существование парк им. Гагарина претерпел несколько реконструкций. После последней, в 2000-х годах, он лишился части своего уникального биоразнообразия. Однако парк получил поливочную систему, которая позволила начать снова работы по озеленению территории. Исчезли привычные дорожки и аттракционы, но появились новые объекты, восстановлена колоннада главного входа в парк, в облик парка вписали третью в городе «Скамью примирения», ее установили рядом с центральной аллеей парка им. Ю. А. Гагарина.

Украшением летней сценической площадки стало художественное изображение Юрия Алексеевича Гагарина. В сентябре 2020 года волгоградский художник Алексей Бережнов завершил работу над огромным портретом в стиле граффити площадью 160 кв. метров (8х20). Благоустройство парка продолжается, на его территории ежегодно появляются новые объекты для культурного отдыха взрослых и детей.

 

______________________________________________________________________________________________________

 

Metallurgists square

110, Lenin avenue

Stop: ZKO, Tsaritsyn Opera

The square is located right next to the building of the plant management of the Krasny Oktyabr metallurgical plant, but not all the townspeople know about it. For many years it was abandoned. In 2019, reconstruction began, the result of which became a gift for the residents of the district for the summer season — 2020.

From a deserted gloomy place, the square has turned into a modern recreation area. They decided to decorate the square in the French style. After all, once, in 1897, the plant was founded by the French joint-stock Ural-Volga metallurgical company.
The village opposite the factory is still called «Malaya Frantsiya». The square was completely rebuilt. Only the grave of Olga Kovaleva, the first woman steelmaker of the «Red October» who died in August 1942, and a memorial stele in honor of the smelting of the 100 millionth ton of steel, remained in their places.

A distinctive feature of the square is several fountains of various shapes. The square is divided into three recreation areas, each with its own fountain. On hot summer days, it is especially crowded around them.


Park named after Yuri Gagarin

3, Pelshe street (Central entrance)

Stop: Herman Titov street, Tarashchantsev street

One of the oldest parks in the city, named after the cosmonaut almost immediately after the memorable events of April 12, 1961. The history of the park named after Yu. A. Gagarin began in pre-war Stalingrad. The townspeople knew it as the Aeroportovsky Park.

During the Battle of Stalingrad, the park became the site of bloody battles for every square meter of its territory. The deceased defenders of the city were buried on the central alley in a mass grave (about 2000 people), over which a monument was erected in 1987.

The monument to the fallen soldiers of the 308th division of the 62nd and 65th armies was designed by the architect G.M. Kamyshev. He is a two-meter figure of a warrior with a submachine gun. The sculpture is made of monolithic reinforced concrete. It is installed on a four-meter pedestal lined with marble and granite slabs.

In 1990, a memorial sign was unveiled in the park in honor of the soldiers-internationalists — residents of the Krasnooktyabrsky district who died in Afghanistan. The memorial was made of granite and marble in the workshop of the regional department of culture. It is made in the form of an architectural composition of steles of different heights and area uniting them.

In addition to keeping the memory of military history, the park has long had the fame of a small arboretum. Its alleys were rich in a variety of species and varieties of both woody and flowering plants. Most of them served as a standard plantation for the southeastern zone of the Volga region.

The Palace of Culture named after V.I. A. Gagarin, attractions, cafe «Lukomorye». The staff of the open-hearth shop of the Barrikady plant built the Cascade fountains on the site of the boggy area of the park. The variety of recreational areas attracted many holidaymakers.

During its existence, the Gagarin park has undergone several reconstructions. After the latter, in the 2000s, it lost some of its unique biodiversity. However, the park received an irrigation system, which made it possible to start again landscaping the territory. The usual paths and attractions disappeared, but new objects appeared, the colonnade of the main entrance to the park was restored, the third “Bench of Reconciliation” in the city was added to the appearance of the park, it was installed next to the central alley of the Gagarin park.

The decoration of the summer stage was the artistic image of Yuri Alekseevich Gagarin. In September 2020, Volgograd artist Alexei Berezhnov completed work on a huge 160 sq. meters (8×20). The improvement of the park continues, new objects for cultural recreation of adults and children appear on its territory every year.